Задвижка ЗПМ


Задвижка ЗПМ: назначение, описание, характеристики, расшифровка марки

Задвижка ЗПМ — это разновидность запорных устройств устьевой трубопроводной арматуры с перекрывающим поток рабочей среды элементом, движущимся перпендикулярно его оси. Технические требования к оборудованию устьев скважин для бурения и добычи в нефтегазовой промышленности содержатся в стандарте ГОСТ Р 51365-2009. Регламенты на присоединительные фланцы — ГОСТ 28919-91.

Назначение и условия применения

Прямоточная полнопроходная ЗПМ задвижка относится к запорно-регулирующей арматуре. Устройство применяется в таких случаях:

  1. Полное перекрытие трубных проходов в арматуре устьев скважин фонтанных, насосных, нагнетательного типа.
  2. Герметизация устья горной выработки в период ее перфорации — процедуры обеспечения притока в ствол скважины нефти, газа из продуктивных пластов созданием дополнительных связующих каналов.

Рабочая среда запорного устройства — нефть, газоконденсат, промывочный раствор с цементом, вода техническая, пластовая, сточная нефтепромысловая с примесями абразивов <0,5 % при их размере до 1 мм. Допустимое содержание агрессивных газов СО2, H2S — не более 6 % по объему. Допустимая температура газожидкостных смесей <120 °С. ЗПМ надежно работают в условиях жаркого, умеренного, холодного климата.

Описание и характеристики

Задвижки шиберные ЗПМ изготавливаются в исполнении металл по металлу с крышкой, прокладкой, которая притягивается закручиванием гайки. Присоединение к арматуре фланцевое. В корпусе из легированной стали находятся шибер с входным, выходным седлами, тарельчатыми пружинами и шпинделем с уплотнительными кольцами.

Плотность прилегания элементов конструкции обеспечивается механическим давлением и уплотнительной смазкой, которая подается в полость корпуса через нагнетательный клапан. Герметичность затвора — класс А по ГОСТ 9544-2015. Другие технические параметры:

В конструкции задвижки ЗПМ предусмотрен клапан сброса давления. Высокая твердость рабочих элементов обусловливает эксплуатационный ресурс до капремонта 90 месяцев, а при правильном использовании срок службы затвора доходит до 15-30 лет.

Маркировка и комплектация

По обозначению запорного устройства определяют его основные характеристики. Если это задвижка ЗПМ, расшифровка марки укажет на ее тип: полнопроходная, маслонаполненная. Далее следует буквенно-цифровой код — например, 100х35 УХЛ К2 ТУ 3665-049-00220302-02, что означает:

Каждая ЗПМ проходит гидравлические испытания на заводе, поставляется в собранном виде и заправленной смазкой. В комплектацию кроме самой задвижки входит техпаспорт, в котором есть акт опрессовки изделия, свидетельство ОТК о его приемке.